System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Статьи / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

                       

                                                                                         

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
Яковлева Ирина Арсентьевна
Обо мне
Мои успехи
Календарно - тематическое планирование
Родителям
Музыка и ребенок
Музыкальное воспитание в семье
Видео
Песни
Для школьников
Музыкальные игры
Music Room
Виртуальное пианино
Виртуальный синтезатор
Полезные ссылки
Презентации к урокам музыки
Слушаем музыку!
Деревянно-духовые инструменты
Клавишные инструменты
Медно-духовые инструменты
Орган (педальная клавиатура)
Русские народные инструменты
Ударные инструменты
Статьи
Стихи, афоризмы о музыке
Мудрые мысли
О музыкальных инструментах
О музыкантах
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Статьи

 

Актуальные проблемы преподавания музыки в начальной школе в условиях внедрения стандартов общего образования нового поколения

  Н.В. Семина, учитель музыки высшей категории, заслуженный учитель РФ, Центр образования № 1474, Москва. Изменится ли содержание музыкального образования в связи с введением стандартов второго поколения?


А.А. Алеев. Содержание курса «Музыка» в начальной школе зафиксировано в Примерной программе по предмету. Оно представлено тремя крупными блоками (содержательными линиями): «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Внутреннее наполнение указанных блоков вполне традиционно. Это интонационно-образная природа музыки, выразительность и изобразительность музыки, различные виды музыки, жанровые разновидности, основные средства музыкальной выразительности, музыкальные формы, музыкальные инструменты и некоторые другие. В Примерной программе также приводится подробное тематическое планирование, включающее помимо тематизма важный результативно-критериальный раздел «Характеристика деятельности учащегося».

С.А. Лосева, методист по музыкальному образованию, методический центр Северного административного округа г. Москвы. С 2010 г. начинается переход обучения в начальной школе на новые стандарты. В связи с этим хотелось бы узнать, в какой мере предполагаются изменения в преподавании предмета «музыка».

А.А. Алеев. Изменения, о которых вы спрашиваете, в большей степени коснутся не столько содержания музыкального образования, сколько его конструирования. Понятно, что в первую очередь это затрагивает область деятельности авторов программ и учебно-методических комплексов. Системно-деятельностный подход, определяемый создателями новых стандартов как приоритетный, предполагает четкую программу формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) — личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Данные действия распространяются на все без исключения предметы. Это первое. В отношении предмета «музыка», по моему мнению, самым непростым звеном станет формирование познавательных действий. Вот лишь некоторые аспекты результатов их осуществления.

«Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи» и др. (Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. С. 17).

Приведенные аспекты свидетельствуют о безусловном возрастании интеллектуальной составляющей в начальном образовании, а также о безусловном использовании учебников в процессе обучения. Ситуация, до сих пор имеющая место в практике преподавания предмета, когда отдельные учителя вопреки стандарту продолжают на занятиях «петь, петь и петь», станет невозможной: ведь стандарт второго поколения, хочет того учитель или нет, ориентирован на фиксированные результаты образования. В этой связи авторы программ и УМК по музыке, опираясь на требования стандарта, должны организовать содержание курса и способы действий учителя и учащихся таким образом, чтобы они целенаправленно работали именно над достижением конкретного результата. Это второе.

Наконец, обращу внимание на нововведение, представленное в Примерной программе о музыке: «...учитель самостоятельно осуществляет методы обучения, придавая особое значение  сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе и информационных, и коммуникационных». Это третье.

Одновременно с этим отмечу, что, если учитель работает по нашей программе и УМК, никаких значительных «переустройств» для него не ожидается: ведь практически приведенные новшества успешно осуществляются в наших учебных материалах. Единственное, с чем нам предстоит целенаправленно и последовательно работать на курсах повышения квалификации, так это с уточнением и конкретизацией глубоких смыслов стандартной документации и их реализацией в практической деятельности учителя.

М.А. Войтова, учитель музыки и МХК высшей категории, Центр образования № 454, Москва. В своих выступлениях перед учителями школ г. Москвы вы говорили о подготовке сценариев музыкально-драматических спектаклей для учащихся начальной школы. Когда планируется их издание?

А.А. Алеев. Выход сценариев музыкально-драматических спектаклей запланирован издательством «Дрофа» на 2010 г. В сборнике, предназначенном для учителя музыки, будут представлены две партитуры - «Чиполлино» (для учащихся I класса) и «Щелкунчик» (для учащихся III–IV классов). Их реализация предполагается в условиях внеурочной деятельности.

Одновременно с этим в 2010 г. выйдет новая редакция учебника «Музыка. III класс». Она будет включать текстовый и песенный материал спектакля «Щелкунчик» специально для учащихся. Такой детализированный подход во многом обусловлен требованиями стандартов второго поколения, отмечающих усиление интеграции основных видов деятельности обучающихся, в том числе урочной и внеурочной; обеспечение разностороннего развития учащихся посредством воплощения музыкальных образов через создание театрализованных и музыкально-пластических композиций. Освоение многих учебных понятий и терминов — интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, - таким образом, будет органично продолжено и от- части предвосхищено в творческой деятельности школьников.

Главное при этом - постановка музыкально-драматических спектаклей позволит одновременно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи в опоре на системно-деятельностный и творческий подходы. Благодарю за вопрос.

Р.В. Сукисян, учитель музыки высшей категории, номинант премии Президента РФ в области «Образование», школа № 1240, Москва. Спасибо за издание фонохрестоматий на CD-дисках. Когда выйдут из печати рабочие тетради и нотные хрестоматии для IV класса?

А.А. Алеев. Действительно, в 2009 г. фонохрестоматии для I–VII классов впервые вышли на CD-носителях. В 2010 г. Будет осуществлено издание фонохрестоматий для VIII и IX классов также на CD-дисках. Рабочие тетради для учащихся IV класса изданы в декабре прошлого года; в настоящий момент они поступили в продажу. Что касается нотной хрестоматии, то ее выход планируется летом 2010 г. Примерно в это же время предполагается издание новых редакций хрестоматий для V и VI классов.

Редакция. В чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные позитивные отличия нового стандарта от предшествующего? В какой мере возникшие изменения могут коснуться уроков музыки в начальной школе?

А.А. Алеев. Стандарты второго поколения представляют многокомпонентный, системный и целостный документ. Он реализуется в значительной серии материалов, освещающих концептуальные и нормативные положения школьного образования. Отличительные особенности нынешних стандартов состоят в привлечении передовых подходов, отражающих общественные и личностные приоритеты современного российского общества. Разработчиками поставлена амбициозная цель, выраженная в смелом лозунге: «Задача школы — не дать объем знаний... а научить учиться» [1, 25]. Для достижения этой цели привлечено солидное психологическое знание, ставшее во многом методологическим базисом стандарта. Школьное образование предстает как многоуровневая система, охватывающая методологию, мировоззрение, содержание, а также программу формирования у школьников универсальных учебных действий.

Следующий момент связан с усилением фундаментальности образования. «Возрождение на новой содержательной основе взаимоувязанных принципов фундаментальности и системности, некогда краеугольных для отечественного образования, — ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок… Постановка во главу угла принципа фундаментальности образования в корне изменяет не только организацию, но и нацеленность образовательного процесса: только фундаментальность образования может обеспечить развитие высоконаукоемких инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны» [2, 85].

Значительно усилен принцип интеграции знаний. «Краткий формат фундаментального ядра открывает возможность создать зону конценсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное содержание различных областей на этапе предварительной подготовки» [3, 7]. Понятно, что в свете такой постановки проблемы узкопредметный подход к преподаванию учебных дисциплин должен быть сокращен.

С моей точки зрения, интегративный аспект в образовании — один из наиболее актуальных. Ведь ученик приходит в школу, чтобы научиться познавать мир. Мир в его многообразии и единстве! Именно на понимание этого многообразия в единстве и направлена интеграция.

Если в начальной школе межпредметность в обучении в большей или меньшей степени имеет место, то начиная с V класса преобладает очевидный предметоцентристский подход. Ни для кого не секрет, что некоторые учителя-предметники нередко не знают, что именно их ученики параллельно изучают по другим предметам. Как следствие результатом подобного обучения нередко бывает ситуация, при которой школьники, с одной стороны, буквально переполнены узкопредметной «специальной» информацией, с другой — оказываются неспособными аккумулировать ее в единое целое. По этому поводу невольно вспоминается сатирическая интермедия  «Ребята, кто сшил костюм?», исполненная Аркадием Райкиным: и пуговицы пришиты намертво, и рукава, казалось бы, на месте - а вот целого законченного продукта нет!

В нашем курсе «Музыка», который начал разрабатываться в середине 1990-х годов, приоритетным является междисциплинарный подход. Он позволяет рассматривать музыку «в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим, многим другим» [4, 5]. Воспитание у школьников средствами музыки и других видов искусства умения «наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом, подтверждая тем самым их глубинную взаимосвязь» [4, 5, 6] стало характерной отличительной приметой всего нашего УМК с I по IX класс. Такой подход позволяет беспрепятственно устанавливать содержательные связи со многими предметами школьного цикла, в частности, в начальной школе с «литературным чтением», «изобразительным искусством», «русским языком», «окружающим миром» и даже «математикой».

По условиям нового стандарта особую важность приобретает раздел «Внеурочная деятельность». «Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе» [5,29]. При отличии форм внеурочной и урочной работы содержание образования может быть успешно продолжено в рамках кружковой деятельности. Так, обучение музыке в начальной школе закладывает основы знания важнейших ее понятий, категорий и закономерностей, как, например, интонационная природа музыкального искусства; выражение в музыке настроений и чувств человека, преломленных в художественных образах; основные приемы развития музыки (повтор, контраст) и т.д. Первоначальный опыт, связанный с этими и другими понятиями, полученный на уроке, расширяется и углубляется в кружковой работе.

В нашем комплекте мы предусматриваем подобное продолжение за счет участия учащихся во внеурочной музыкально-театральной деятельности. Два специально разработанных детских музыкально-драматических спектакля «Чиполлино» и «Щелкунчик», авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев, рекомендуются для постановки в I и III классах. (Полные сценарии включены в приложения к учебникам.) Помимо важнейшей цели - воспитания чувства дружбы между людьми, победы добра над злом - мы предусмотрели реальное осуществление осознания сложнейших для детей понятий «музыкальный образ», «музыкальная композиция», «музыкальная драматургия» через их практическую деятельность. Таким образом, на уроке ученики осуществляют первое теоретическое знакомство с материалом; практическое же его закрепление через творчество происходит во внеурочной деятельности. Полагаю, в данном случае есть основание говорить об органичной интеграции урочного и внеурочного обучения.

Наконец, обращу внимание еще на один момент, присутствующий в новом стандарте. Он связан с планируемыми результатами освоения междисциплинарных программ, выражающихся в четких критериях оценки деятельности учащихся начальной школы. «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться» [6,14]. Конкретное содержание учебных действий, приведенное в соответствующем нормативном документе - оно весьма серьезно, - полагаю, во многом должно стать руководством и одновременно мерой ответственности равно как для авторов-разработчиков учебных программ и УМК, так и для учителей-практиков, осуществляющих их реализацию в учебной деятельности. В наибольшей степени этот момент, возможно, коснется представителей именно творческих профессий - музыкантов и специалистов по изобразительному искусству: ведь строгая детализированная критериальность результатов, закрепленная на законодательном уровне (здесь в первую очередь имею в виду критерии, связанные с познавательными учебными действиями), до сих пор не была безусловным атрибутом нашей «внутрицеховой» деятельности.

Что сказать в заключение? Конечно, я коснулся не всех важных моментов, связанных со стандартами второго поколения. Думаю, что полное и подробное их толкование - прерогатива авторов-разработчиков. Однако те моменты, которые я затронул, полагаю, в значительной степени будут связаны с деятельностью как авторов учебной литературы, так и учителей.

С сентября 2010 г. начнется повсеместное внедрение новых стандартов в практику общеобразовательных школ. Считаю, что успех их внедрения во многом будет зависеть от внутренней готовности и возможности учителей воплотить эти стандарты в жизнь, от постоянной координации действий всех участников образовательного процесса - авторов, методистов, руководителей учебных учреждений и, конечно же, учителей. Думаю, что совместными усилиями мы сможем достойно воплотить идею «научить учиться» наших детей - будущих «инноваторов, определяющих конкурентоспособность нашей страны».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования // Проблемы стандартизации в системах образования стран Содружества Независимых Государств: Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 294 с.

2. Дронов В.П. Фундаментальное ядро -  содержательная основа для разработки примерных программ по учебным предметам общего образования // Там же.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 59 с. (Стандарты второго поколения).

4. Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190 [2] с.: ил., нот.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. академия образования; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 39 с. (Стандарты второго поколения).

6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с. (Стандарты второго поколения).

 

Реквизиты
<Декабрь 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Rambler's Top100 TopList